Что такое кондиционер? История кондиционеров.
А-Сервис - Климат-сервис - Статьи о кондиционерах - Что такое кондиционер? История кондиционеров.
Чем можно спастись летом от жары?
Есть несколько способов: открыть окно, выйти на улицу и посидеть в тени, набрать в ванну холодной воды и плюхнуться туда, заставить секретаршу махать веером перед Вами... А можно купить кондиционер!
Любой кондиционер работает точно так же, как и обычный холодильник. Принцип работы основан на поглощении тепла фреоном при переходе из жидкого состояния в газообразное. Состоит из двух блоков: испарителя и конденсатора. Всегда один блок нагревается, а другой охлаждается. Конденсатор должен иметь связь с улицей: либо просто выходить на улицу (оконные кондиционеры), либо иметь части, установленые на улице (сплит-системы), либо соединяться с улицей воздуховодом (напольные кондиционеры). На кондиционере при охлаждении образуется конденсат. В настенных кондиционерах он выводится естественным стоком, а в канальных, кассетных и колонного типов - с помощью помпы. В кондиционерах напольного типа конденсат собирается в резервуар.
Из истории кондиционеров.
У большинства наших сограждан слово "кондиционер" прочно ассоциируется со сплит-системой, маленьким аккуратным созданием, исправно охлаждающим отдельно взятую комнату. Однако далеко не всегда кондиционеры были такими.
Первый кондиционер появился в 1902 году в Соединенных Штатах Америки. Именно тогда инженер-изобретатель Уиллис Карриер соорудил холодильную машину для типографии Бруклина в Нью-Йорке. Самое любопытное, что первый кондиционер предназначался не для создания приятной прохлады работникам, а для борьбы с влажностью, ухудшавшей качество печати.
Традиция использовать кондиционеры исключительно для промышленных нужд была впервые нарушена в 1924 году, когда в одном из универмагов Детройта появилась установка для охлаждения воздуха. Наплыв посетителей, пожелавших сделать покупки в приятной прохладе, был так велик, что вскоре кондиционеры стали появляться во многих супермаркетах, кинотеатрах, банках. Но настоящий бум на эту технику возник после второй мировой войны, когда "американское диво" широко шагнуло в Европу и Азию. Примечательно, но уже в те годы существовали все основные узлы и агрегаты традиционной системы центрального кондиционирования: водоохлаждающая машина - чиллер, внутренние блоки - фанкойлы и центральный кондиционер. Принцип работы такой системы предельно прост.
Холодильная машина связана с сетью фанкойлов, как котел с радиаторами водяного отопления, только вместо кипятка по трубам бежит охлажденная вода или рассол. Свежий воздух с улицы подается в помещения с помощью центрального кондиционера, который проводит его очистку и предварительное охлаждение. Конечно, со временем появлялись более современные компрессоры, а фанкойлы стали похожими на внутренние блоки сплит-систем, но схема работы подобных установок осталась неизменной и по сей день.
Главный плюс такого решения в том, что одна холодильная машина может создать комфорт даже в огромных небоскребах, имеющих сотни помещений. Чем это удобно? Если повесить на здании несколько сотен сплит-систем, то уже через пять - семь лет ежедневно будет ломаться сразу по несколько кондиционеров. Тогда как водоохлаждающая машина при грамотной эксплуатации может успешно проработать 20 - 30 лет.
Второе преимущество центральных систем кондиционирования в том, что они не нарушают архитектурный облик зданий. Водоохлаждающая машина, которую располагают в подвале, на техническом этаже или прямо на крыше, может быть удалена от кондиционируемых помещений на многие сотни метров, а потому подыскать для нее укромное место не проблема. Центральный кондиционер также прячется на чердак или даже на крышу, а фанкойлы находятся внутри кондиционируемых помещений.
В южных регионах, где морозы - редкость, в зданиях, оборудованных системами центрального кондиционирования, можно отказаться от традиционных систем отопления. Есть два варианта. Самый простой - установит чиллер, работающий как на охлаждение, так и на обогрев. Но можно поступить и по-другому: используя бойлер, подключить систему внутренних блоков - фанкойлов к городским отопительным сетям. Именно так и поступают во многих странах. Только в условиях России к этому необходимо подходить с большой осторожностью. В наших системах отопления с их ржавыми трубами бывает столько мусора, что можно запросто загубить всю сеть фанкойлов. И, наконец, традиционным центральным системам просто нет альтернативы при создании комфорта в подземных сооружениях, таких, как построенный под Манежной площадью торговый комплекс. Благодаря этим достоинствам центральные системы кондиционирования по прежнему широко распространены практически во всем мире. Подобную технику используют для охлаждения правительственных учреждений,
крупнейших музеев, аэропортов, престижных отелей, и во многих других местах. Лидерство в производстве подобных систем по-прежнему удерживают американские гиганты Trane, York и Carrier, поделившие рынок систем центрального кондиционирования еще полвека назад.Эти три компании задают погоду и в России. В 1997 году на Trane пришлось 40 процентов российского рынка, на York - чуть более 30, и еще 12 процентов составила доля Carrier.В последние несколько лет в нашей стране появились и другие крупные производители систем центрального кондиционирования: McQuay, Dunham Bush, Daikin, Hitachi, а также хорошо известные в Европе: Airdale, Airwell, AL-KO Aerotech, Argo, Beutot, Blue Box, Ciat, Climaveneta, Clivet, Electra, Happel, Hydronic, HCF, GEA, IMI, Janka, NOVA, RC, VTS Klima, Wolf и другие.
С начала восьмидесятых годов в Японии, а затем и в остальном мире получили широкое распространение VRF-системы, которые также относят к центральным системам кондиционирования. По сравнению с традиционными устройствами этого класса VRF имеют целый ряд особенностей. Главная заключается в том, что они состоят из внешних и внутренних блоков. Это позволяет совместить несомненные достоинства систем центрального кондиционирования со всеми преимуществами обычных сплит-систем. Выпуск VRF-систем освоен ведущими японскими компаниями: Daikin (система VRVplus), Hitachi (Set Free), Mitsubishi Electric (City Multi), Mitsubishi Heavy (KX), Panasonic (Urban Multi), Sanyo (Eco Multi), Toshiba (Super Multi).