АДАПТАЦИЯ СПЛИТ-СИСТЕМ К ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ ТЕМПЕРАТУРАМ
А-Сервис - Климат-сервис - Статьи о кондиционерах - АДАПТАЦИЯ СПЛИТ-СИСТЕМ К ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ ТЕМПЕРАТУРАМ
Большая часть кондиционерного оборудования рассчитана на холода, доходящие только до -15°C (более суровый климат создателям техники просто неведом). Можно ли использовать эту чудо технику в зимние -40°С? Если замерзнет дренаж и компрессор будет без подогрева, а конденсатор без регулятора давления конденсации, то в лучшем случае сработает автоматика и установка будет выключена, а в худшем придется начинать ремонт.
Что делать? Помимо снижения скорости вращения вентилятора, для поддержания заданного давления конденсации, есть и другие методы позволяющие работать сплит-системе в условиях круглогодичной эксплуатации. Расскажем об этом поподробнее.
Известно, что количество тепла, которое необходимо отвести от конденсатора, должно равняться суммарному количеству тепла, подведенного к внутреннему блоку (испарителю), и тепла, полученного при сжатии фреона в компрессоре. Площадь теплообменника конденсатора рассчитана таким образом, чтобы передавать это тепло от фреона к воздуху при максимальной температуре эксплуатации, составляющей, как правило, 38°С-46°С. На эту же температуру рассчитывается и производительность вентилятора, обеспечивающего поддержание давления конденсации на уровне 13-18 бар. При этом, моторы вентиляторов наружных блоков, обеспечивающие эту конденсацию, как правило, работают на одной или двух скоростях.
Задача состоит в том, чтобы то же самое количество тепла от конденсатора отводилось как при температуре +46°С, так и при -30°С, а рабочее значение давления конденсации поддерживалось, на том же уровне - 13-18 бар. Поддерживать заданное значение параметров конденсации можно путем изменения производительности вентилятора конденсатора, которая должна снижаться при падении температуры наружного воздуха. Добиться этого можно двумя способами.
1. Ввиду того, что изотерма и изобара на диаграмме для фреона R22 (при условии, что кондиционер работает именно на нем) в области насыщенных паров совпадают, можно заданное давление конденсации поддерживать косвенным способом, измеряя и поддерживая температуру конденсации не на краю, а примерно в центре конденсатора (см. рисунок).
Диаграмма для фреона R22 |
Этот способ обычно используется для кондиционеров с холодопроизводительностью до 6,0 кВт, а для его реализации можно использовать регулятор ЭРВЕН, выпускаемый компанией ОВЕН, который является аналогом широко известного FASEC-33, производимого фирмой Eliwell.
2. Для кондиционеров с холодопроизводительностью свыше 6,0 кВт применяют регуляторы прямого действия. Датчик давления, установленный в холодильном контуре между конденсатором и регулирующим элементом (капиллярной трубкой, терморегулирующим вентилем, электронным терморегулирующим вентилем), подает сигнал и, тем самым, меняет частоту вращения вентилятора конденсатора. При такой схеме более точно поддерживается заданное давление конденсации.
Большое значение имеет подогрев картера компрессора.
При остановке кондиционера, давление в холодильном контуре со временем выравнивается и принимает определенное значение, зависящее от температуры наружного воздуха и температуры внутри помещения, в котором установлен внутренний блок.
Допустим, что температура наружного воздуха составляет-20°С, а температура помещения, в котором установлен внутренний блок, равна 20°С, и давление в холодильном контуре выровнялось до 4,0 бар. При таком давлении фреон, находящийся в испарителе, перейдет в состояние перегретого пара, а фреон, который находится в наружном блоке, окажется в состоянии переохлажденной жидкости.
Следовательно, при одном и том же давлении фреон может находиться в разных агрегатных состояниях - в виде перегретого пара и переохлажденной жидкости. Из этого можно сделать вывод, что в наружном блоке, конденсаторе и компрессоре начнет конденсироваться фреон. Так как плотность фреона при таком давлении выше, чем плотность масла, находящегося в картере компрессора, то фреон будет находиться в самой нижней точке картера компрессора, откуда во время пуска компрессора забирается масло для подачи во все трущиеся части. Фреон сконденсируется во всасывающей магистрали компрессора и в камере сжатия, и при пуске компрессора может произойти гидравлический удар.
Во избежание этого, необходим подогрев картера компрессора. Мощность нагревателя должна находиться в пределах 25-50 Вт (разброс мощности зависит от размеров компрессора). Как правило, в такой ситуации применяются нагреватели ленточного типа, устанавливаемые на 2-3 сантиметра выше нижней точки компрессора.
Нагреватели бывают со встроенным термостатом, который отключает нагреватель при температуре примерно 20°С и включает его при снижении температуры до 10°С, или же изготовленные на базе термостатированного кабеля, у которого максимальная температура нагрева 65°С. Подключаются эти нагреватели таким образом, чтобы питание на них подавалось постоянно.
Не следует забывать и про подогрев дренажа.
При работе кондиционера практически постоянно образуется конденсат, который нужно отводить. Для этого обустраивают слив или в канализацию, или на улицу, в последнем случае иногда применяется дренажная помпа.
Естественно, что при работе кондиционера в зимнее время года вода в наружной дренажной магистрали будет замерзать и создавать угрозу всему кондиционеру. Здесь применяются аналогичные ленточные нагреватели, обогревающие всю дренажную магистраль, или же их консольные "собратья", которые крепятся на конце магистрали.